Схема оплаты следующая - акции республиканских НПЗ выводятся из ООО "Башкирский капитал" в ООО «Институт региональной экономики и права» и продаются новому собственнику из числа крупных российских нефтегазовых кампаний. Нефтяная компания «Башнефть», оцениваемая в $500-600 млн. остается в составе холдинга ООО «Башкирский капитал», а значит и в собственности клана Рахимова.
Начиная с первого тура выборов президента Башкирии не прекращались разговоры о том, что за свою победу на выборах Рахимову пришлось дорого заплатить. Поддержка Рахимову во втором туре со стороны Кремля была предоставлена под обещание передать контроль над рядом входящих в ООО «Башкирский капитал» предприятий башкирского ТЭКа. Теперь эти слухи получили свое подтверждение. Среди наиболее вероятных "покупателей" можно назвать, в первую очередь, "Газпром" и лояльный "Сургутнефтегаз".
На данный момент управление входящими в семейный рахимовский холдинг ООО «Башкирский капитал» уфимскими НПЗ передано некому Институту региональной экономики и права - структуре, несмотря на название, не имеющей никакого отношения к сфере образования. Эта организация, по официальной версии, вела юридические дела "Башнефти" и уфимских НПЗ, а по неофициальной представляла бизнес-интересы Урала Рахимова.
Исполнительным директором "института" стал Виктор Ганцев, который до этого несколько лет руководил башкирским ТЭКом, а в последнее время был генеральным директором ООО "Башкирский капитал".
Такая смена вывесок понадобилась для того, чтобы дистанцироваться от скандальной истории с незаконной приватизацией предприятий башкирского ТЭК с последующей передачей акций в фирмы-однодневки, связанные с сыном Рахимова.
Детали этого "беспрецедентного случая похищения активов из государственной собственности" сообщил июле 2003 аудитор Счетной палаты Владислав Игнатов. По его словам, по результатам проверки 1995-1997 годах акции основных перерабатывающих и добывающих предприятий, находящиеся в госсобственности Башкирии, были выведены в акционерное общество "Башкирская нефтехимическая компания", а затем в 1999 году переведены в Башкирскую топливную компанию. Учредителями последней выступили "Башнефтехим" и "Башнефть", также на 100% находящиеся в собственности республики. Акции «Башнефти» и «Башнефтехима» передаются семи небольшим фирмам – «АТП-99», «Охранное предприятие «Щит», ООО «Соцсервис» и другим. К нефтяному производству они отношения не имели. Имена и фамилии их учредителей и руководителей ничего не говорили, а уставные капиталы большинства этих фирм составляли стандартную сумму – 8400 руб. Среди них были даже такие, в учредительных документах которых отсутствовал даже адрес. Тем не менее, Госкомитет по управлению собственности утвердил эту сделку без вопросов. А чуть больше месяца назад было учреждено ООО «Башкирский капитал», куда вошли все эти фирмы. По словам Игнатова, при приватизации акции в федеральной собственности не закреплялись, и в настоящее время большинство предприятий находится в собственности частных лиц.
"Башнефть", доставшаяся клану Рахимова не самый лакомый кусок республиканского нефтяного пирога, у компании стангирует добыча, которая увеличивается только за счет ввода западно-сибирских месторождений. Компания добывает сернистую нефть, и после введения банка качества "Транснефти" финансовая ситуация "Башнефти" еще больше осложнится. Сейчас стоимость "Башнефти" составляет примерно $500-600 млн. Но если учесть, что досталась она благодаря умело проведенной приватизации башкирской «семье» бесплатно, то Уралу Рахимову нет особых причин чувствовать себя обделенным.
На башкирские НПЗ, в отличие «Башнефти», много претендентов. Уфимская инфраструктура очень удобная, по нефтепродуктопроводу можно поставлять товар на рынки центральной части России. Наибольшие шансы, по оценкам экспертов, имеет "Сургутнефтегаз", у которого наблюдается явный кризис перепроизводства сырой нефти. В числе претендентов так же и «Газпром» давно заинтересованный в приобретении перерабатывающих мощностей. Если это случится, то мы станем свидетелями повторения истории «Северной нефти», купленной «Роснефтью» у Андрея Вавилова, после сканадальной истории с ее приватизацией, но уже с башкирской экзотикой.
Скандалы.Ру